Как справиться с волнением перед собеседованием

02.04.2024

Почему люди испытывают стресс перед собеседованием? Вот частые примеры: оценка другими людьми по неизвестным параметрам, общение с незнакомцами, желание понравиться и важность получения работы. Волнение может выражаться по-разному: меняется голос, скорость речи, дрожат руки, тело зажимается и кандидат отвечает невпопад, несмотря на подготовку ко встрече. 

HR-команда Райфа стремится сделать каждое собеседование продуктивным. Чем скорее найдется нужный сотрудник — тем быстрее он приступит к работе. Поэтому мы собрали полезные лайфхаки о том, как бороться с волнением перед собеседованием. Кстати, эти советы используют и наши рекрутеры, ведь они такие же люди, как и кандидаты.

Причины страха и переживаний

Будьте готовы к разным исходам, но выстраивайте сценарий победы. Возможный отказ — частая причина тревоги. Но в нем нет ничего страшного. Вспомните, когда вы меняли работу последний раз, сколько собеседований у вас было? Три-четыре, как минимум. Но в итоге вы нашли подходящее место. Отказ — хорошая тренировка коммуникаций. Поэтому, если находитесь в активном поиске, будьте готовы услышать «Вы нам не подходите», но каждое собеседование стремитесь показать себя с лучшей стороны. Кстати, иногда отказ приходится слышать и компаниями от соискателей: если в процессе интервью кандидат понимает, что место ему не очень подходит. 

Большое влияние на состояние человека оказывает фактор оценки и общение с незнакомыми людьми. Рекрутеры смотрят на профессиональные навыки, софт скиллы, лидерские качества и коммуникативные способности. Многие вопросы на собеседовании носят общий характер и к ним можно подготовиться заранее.

Подготовка: ключ к уверенности

Шесть полезных практик, которые сделают общение эффективней.

  • Подготовьте краткий рассказ о себе и ответы на частые вопросы. Да, в резюме может быть много красивых слов, но способность кратко рассказать карьерный путь своими словами необходима.

  • Изучите обязанности на позиции, куда хотите устроиться. Подумайте, что из прошлого опыта поможет выполнять эти задачи. Используйте это в диалоге.

  • Выберите удобную одежду и наденьте любимое украшение. Это добавит уверенности и в оффлайн, и в онлайн-встрече. Для встречи по видео заранее выберите удобное место, где вам никто не помешает.

  • Отдохните непосредственно перед встречей. Рекомендуем 30 минут погулять на свежем воздухе или полистать книжку. Переключение внимания хорошо влияет на снижение тревоги.

  • Поговорите вслух. Перед зеркалом или с друзьями. Разогретые за полчаса до собеседования голосовые связки не подведут в беседе о новой работе. Иногда полезно записать презентацию о себе на видео и посмотреть как вы выглядите со стороны.

  • Задавайте вопросы. Это можно делать и заранее, самому себе, и на собеседовании. Если в тренировочном рассказе «о себе» вы думаете, что следом у собеседника возникнет вопрос, порепетируйте ответ на него. На самой же встрече важно уточнять детали вакансии, которые не были указаны в описании, но важные для вас. Зарплата, место работы, условия, команда — самые частые варианты

Техники управления стрессом

Итак, вы прошли все этапы подготовки, но за 5 минут до встречи руки начинают предательски потеть, горло пересохло и план самопрезентации вылетел из головы. На этот случай есть техники, которые снижают уровень стресса на физиологическом уровне. Пять минут хватит, чтобы привести себя в норму, успокоиться и сказать «Добрый день, давайте кратко расскажу о моем опыте».

  1. Сделайте зарядку для глаз. Несколько вращательных движений закрытыми глазами и серия зажмуриваний помогает повысить концентрацию.

  2. Не забывайте глубоко дышать. Это поддерживает уверенность и силу голоса.

  3. Не торопитесь говорить и отвечать на вопросы. Лучше попросить минуту на размышление, обдумать вопрос и ответить на него лаконично и точно, чем долго рассуждать о теме.

  4. Встряхнитесь: сделайте несколько движений руками, после чего 5-7 раз сожмите и разожмите пальцы рук и ног. Тонус в мышцах помогает снять волнение.

  5. Следите за руками. Машинальные повторяющиеся движения (поправлять волосы, перебирать ручку или телефон, почесывания и прочее) негативно влияют на уверенность, и к тому же заметны собеседнику. Если хотите занять руки — лучше помогайте общению жестами. Они, наоборот, придают уверенности и харизмы вам, как спикеру.

  6. Не придумывайте. Если не знаете ответ на вопрос рекрутера, так и скажите, что не знаете или вам нужно уточнить этот момент. Честный ответ принесет больше пользы.

  7. Смотрите на собеседника и слушайте его. Не стоит действовать по отрепетированному сценарию, словно вы перед зеркалом.

Позитивное мышление

Своеобразный эффект плацебо оказывает именно положительный настрой кандидата. Приветливый и уверенный человек располагает к себе и снимает напряжение с диалога. Вспомните спортсменов любимой команды перед матчем. Они расслаблены, шутят, слушают музыку и разогревают мышцы. Воспользуйтесь этим рецептом для создания внутренней уверенности перед встречей с рекрутером. 

Кстати, важно сохранить такой настрой и после собеседования. Выйдя из офиса или закрыв встречу в видеоконференции, сделайте себе небольшое поощрение. Включите любимый трек, прогуляйтесь с друзьями или съешьте пирожное. Проанализировать, как прошла встреча, можно чуть позже. А сразу после нее лучше на время переключить внимание на что-то приятное. 

Ну и, конечно, будьте пунктуальны не только до встречи, но и после нее: если обещали отправить какие-то файлы (портфолио, кейсы, ссылку на облако с проектами), сделайте это сразу, как будет возможность.

Выбирайте подходящую вакансию, откликайтесь на неё и приходите работать в один из пяти лучших банков-работодателей России в 2023 году по версии HeadHunter.